Самоизоляция с детьми: как учиться дома?

Светлана Репина

Домашнее обучение требует подготовки. Когда необходимость учиться дома возникает внезапно, появляется много вопросов. Как организовать всё так, чтобы и на работу времени хватило? Спросили психологов и репетиторов, которые работают с хоумскулерами.

Совет 1: разрешите ребёнку самому придумать учебный план

Инна Илларионова, психолог
Учебный год и несколько недель самоизоляции — это разные вещи. Поэтому можно обсудить с ребёнком план обучения и узнать, с чего он сам хочет начать. Ведь эти недели — его единственный шанс выстроить систему так, как он хочет, сделать по-своему. Начинайте занятия с «интересных» предметов, а нелюбимое оставляйте на потом.

Ирина Семёнова, учитель начальной школы, репетитор
С детьми на домашнем обучении я работаю так: сначала мы делаем школьные задания. Проверяем, исправляем. А дальше уже работаем, исходя из ошибок. Так удобно и пользы больше.

Совет 2: чётко обозначьте время, когда нужно работать, а когда можно побездельничать

Инна Илларионова, психолог
Установите чёткие границы. Когда ребёнок расслабляется, а когда учится. В какое время работаете и расслабляетесь вы. Чтобы ребёнок понимал, когда можно, а когда не стоит приставать с «а помоги мне с этим», «а сделай для меня то».

Классическое время занятия в 45 минут я бы сократила. Для постоянной работы и концентрации этого много.

Лучше всего спросить самого ребёнка: сколько времени за раз ты готов заниматься? 20—30—35 минут?

Договоритесь и занимайтесь по таймеру — время должно быть не примерным, а точным. И перемены как в школе — обязательно! Как развлекаться, ребёнок выберет сам, а вот время перерыва контролирует родитель, особенно на первых порах.

Этери Пилипенко, учитель в средней школе, репетитор
Полезное время для запоминания материала, которое вывели учителя и учёные: с 9 до 12 и с 16 до 18 часов. Ученикам младших классов лучше заниматься по 2 часа утром и вечером, старшеклассникам — побольше. Между предметами полезно делать физкультминутки.

не заставляйте, а мотивируйте

Совет 3: не заставляйте, а мотивируйте

Инна Илларионова, психолог
Если ребёнок не хочет заниматься, лучше не заставлять. У родителей другая роль — быть защитой. От эпидемий, от строгой школьной системы. Их задача — организовать комфортный процесс обучения. Между «организовать» и «заставить» есть большая разница. Давления достаточно во внешнем мире. Нельзя его распространять на дом.

Хорошо работает игра «взять на слабо». Спорим, что ты эту задачу за 10 минут сделать не успеешь?

За невыполнение заданий или несоблюдение сроков наказывать нельзя. А вот если ребёнок справился, то поощрять нужно обязательно. В идеале — чем-то связанным с общением. Поиграем в настольную игру, посмотрим вместе сериал. Кстати, на время домашнего обучения лучше приобрести новые игры. Много игр.

Совет 4: не стесняйтесь звать на помощь специалистов

Инна Илларионова, психолог
Обращайтесь к специалистам, если не справляетесь. Подростки 13–14 лет могут вообще не воспринимать родителей как учителей. Имеют на это право.

Этери Пилипенко, учитель в средней школе, репетитор
Для обучения на дому школа, к которой прикреплен ученик, в электронном виде высылает программу обучения, учебники и тексты контрольных работ. Но объясняют и следят за результатами контрольных сами родители. Поэтому если вы не знаете материала, лучше обратиться за помощью к репетитору.

Совет 5: воспользуйтесь ситуацией, чтобы научить детей самостоятельности

Марина Писарева, репетитор испанского, преподаватель РУДН
Моей дочери 11 лет, оканчивает 6 класс. Недавно нас отправили на домашнее обучение из-за пандемии. Я не контролирую её занятия и не спрашиваю, сделала ли она уроки. Только проверяю электронный дневник раз в день.

Мой главный лайфхак: нужно точно определять сферы, в которых ваш ребёнок должен учиться самоконтролю. Учёба — одна из этих сфер.

Самоизоляция с детьми: как учиться дома?